Программа "Здоровое "

 


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 6      Г.А. Скопылатова

 

 

 

 

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

на 2018 – 2022 года

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 – 11 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Части тела, их функциональное предназначение.

Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

О ж и д а е м ы е  р е з у л ь т а т ы (ученик может).

Называть органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Рассказать о субъективных признаках своей усталости. Доброжелательно относиться к инвалидам и помо-гать им.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

О ж и д а е м ы е  р е з у л ь т а т ы (ученик может).

Уметь распознать основные эмоции у себя и у других, словесно объяснить их, отчетливо выразить с помощью жестов, мимики, позы. Уметь описать словесно свои ощущения. Выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья.

Раздел 2. Я и другие

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, от-каз от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. По-ведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила группо-вой деятельности.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми. Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье. Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели. Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах. Различать при-знаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Кожа и ее состояние. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Вы-бор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви. Поддер-живать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

 

Гигиена полости рта.

Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вред-ные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навыки правильной чистки зубов. Иметь сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день.

Гигиена труда и отдыха.

Периоды изменения трудоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утом-ления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зре-ния, факторы, приводящие к утомлению.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему. Уметь распознать признаки утомления, в том числе зрительного. Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы, простейшие, грибки. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д. Представление об «активной» за-щите – иммунитете.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, про-ветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда).

Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфек-ционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание – основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь соблюдать элементарные правила режима питания. Уметь пользоваться столовыми.

Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов. Навык обработки фруктов и овощей пе-ред их употреблением. Умение мыть посуду и столовые приборы.

 

Раздел 5. Основы личной безопасности

и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации – «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлече-ние внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигна-лы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наблюдения. Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу». Иметь навык пере-ключения на самоконтроль.

Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Ожоги. Опасность при игре с ост-рыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила поль-зования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, на-секомых.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Уметь предвидеть возможность паде-ния с высоты, получения травмы, ожога и избегать их. Иметь навыки безопасного обращения с элек-троприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор. Применять на практике пра-вила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособления-ми. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные ре-акции животных и избегать укусов и повреждений. Принимать неотложные меры при укусе живот-ного, насекомого, змеи.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация в городе, в деревне. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01,02, 03, 04, службы спасе-ния. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуа-ции», «принимай меры по самоспасению». Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации. Знать способы тушения огня. Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помеще-ния при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

 

Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посеще-ние врача. Больница, показания для госпитализации.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам как к людям, кото-рые помогают сохранить здоровье. Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной ме-дицинской помощью, и иметь навыки обращения. Знать, зачем детей госпитализируют.

Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикаментов. Осторожное обраще-ние с лекарствами, которые хранятся дома.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).

Раздел 7. Предупреждение употребления

психоактивных веществ

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь, и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения. Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудно-излечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Иметь четкое представление о том, что восприимчи-вость к наркотическим веществам индивидуальна и зависимость может возникнуть после первых приемов.

5–9 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция. Физиологические и психиче-ские процессы в различные периоды взросления и полового созревания. Индивидуальные особенно-сти строения и развития тела.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь осуществить простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса, темпера-тура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию). Иметь представление о собствен-ной физиологической норме и уметь различать отклонение от нее. Понимать индивидуальные осо-бенности строения тела. Доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей. Со-блюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигатель-ной активности; тепловой режим.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самооценка. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, пережи-вание отчуждения). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладе-ния со стрессом.

Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Поло-вые различия в поведении людей.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь распознать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, де-прессия, мысли о самоубийстве. Понимать природу переживаний в периоды кризисов взросления. Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях. Понимать необходимость реалистичной позитив-ной самооценки. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Раздел 2. Я и другие

Положение личности в группе, ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внима-ние, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителями, друзьями, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Типологизация групп. Ролевые пози-ции в группе. Тактика взаимодействия: диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство. «Инструментарий общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение и др. Групповое давле-ние. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Умение представить себя в выгодном свете в различных модельных группах. Демонстрировать ба-зовые навыки общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор. Уметь кри-тиковать, хвалить и принимать похвалу. Иметь навык принятия самостоятельного решения. Уметь аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями. Иметь навыки отказа и противостояния групповому давлению. Уметь принять самостоя-тельные и коллективные решения в модельных условиях. Иметь навыки выхода из группы. Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни. Понимать структуру собственной семьи, осознавать ролевую позицию каждого члена семьи, ее естественной трансформации во времени. За-нимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.

Раздел 3. Гигиенические правила

и предупреждение инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков. Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Типы волос, уход за волосами. Болезни кожи и придатков, связанные с нару-шением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек. Пользование предметами личной гигиены.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функцио-нальных состояниях. Уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами. Терпи-мо относиться к людям, которые не могут соблюдать правила личной гигиены.

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. Заболевания зубов, десен, ме-ры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь выбрать зубную щетку, зубную пасту. Менять щетку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца. Уметь пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силаиты и др.) Посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.

Гигиена труда и отдыха.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутом-ление, его субъективные и объективные признаки, методы снятия. Оптимальные условия труда, мик-роклимат в классе и квартире.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов. Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности (секции, подвижные игры, любимые виды спорта). Иметь навыки снятия утомления глаз. Самостоятельно регулировать воз-душно-тепловой режим в школе и дома. Иметь уважительное отношение к людям со сниженными способностями и возможностями.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники возбудителей. Пути передачи. Механизмы защиты организма – иммунитет. «Активные» и «пассивные» способы его повышения.

Эпидемия, пандемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, предаваемые половым путём. Тубер-кулёз, его предупреждение.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях. Иметь сформированные навы-ки поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров в декретированные возраста. Иметь чёткие представления о своём поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Иметь пози-тивное отношение к вакцинации.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание – основа жизни.

Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивиду-ального меню. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и растения.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь готовить разнообразные основные блюда. Уметь составить индивидуальное меню с учётом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма. Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня. Уметь различать ядовитые и не-ядовитые грибы. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья. Иметь навык избежания незнакомых растений и ягод.

Гигиена питания.

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навыки оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употребле-нием. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригод-ность для еды. Уметь оценить правильность и сроки хранения продуктов по упаковке.

Раздел 5. Основы личной безопасности

и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице. Пересечение улицы по пешеходному пе-реходу или на перекрестке без светофора. Переход улицы на регулируемом перекрёстке. Ожидание на «островке безопасности». Посадка в автобус, трамвай, троллейбус. Выход из автобуса (троллейбу-са, трамвая). Опасность движения группой. Ребёнок носит очки. Безопасное поведение в транспорте — зоне повышенного риска. Правила движения велосипеда.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навык самоконтроля. Иметь автоматизированные стереотипы: наблюдение за улицей, вни-мательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшо-ны и зонтики мешают детям увидеть приближающийся издалека автомобиль. Уметь безопасно пере-ходить дорогу или через пути на железнодорожных полотнах. Понимать свою личную ответствен-ность за безопасность на дороге. Иметь критическое отношение к поведенческим рискам на дороге.

Бытовой и уличный травматизм.

Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях.

Правила безопасности при экскурсиях, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка Правила безопасности при обращении с открытым огнём. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Ос-новные правила наложения жгутов, повязок, транспортировки пострадавшего.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь обращаться с пиротехническими средствами, продаваемыми в магазинах, открытым огнём. Уметь оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологиче-ских возможностей, организовать оказание полноценной помощи.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Поведение при аварийных си-туациях в жилище (пожар, затопление, разрушение). Поведение в криминогенных ситуациях. Пове-дение в незнакомой природной среде. Совладение с паническими состояниями. Переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний. Помощь при утоплении.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях. Знать, при помощи каких действий можно предупредить или минимизировать повреждение в случае стихийных бедствий или техногенных ка-тастроф. Владеть элементарными навыками самообороны. Знать средства спасения утопающего на воде в тёплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их вы-полнить.

Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы учреждений и специалистов, ока-зывающих медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование. Альтернативная медици-на, влияние на организм человека.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь обратиться за медицинской помощью. Иметь навыки соблюдения чистоты и правил пове-дения в поликлинике.

Обращение с лекарственными препаратами.

Рецепт, аптека, лекарство. Правила употребления лекарств. Опасность самолечения. Безопасное хранение и обращение с лекарствами. Злоупотребление медикаментами. Побочные действия ле-карств.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Знать минимальный арсенал лекарств, которые применяют без назначения врача. Уметь подобрать для себя лекарственный препарат из этого арсенала с учётом индивидуальной переносимости ле-карств. Уметь принять  первые меры самопомощи при развитии побочного действия лекарства.

Раздел 7. Предупреждение употребления

психоактивных веществ

«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества (ПВ). Ис-тория распространения этих веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от ПВ. Ложные пред-ставления о допустимости употребления ПВ. Зависимость от ПВ: социальная, групповая, индивиду-альная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении ПВ. Болезни че-ловека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с употреблением ПВ.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» ПВ могут вызвать такую же за-висимость, как и «нелегальные».

Иметь сформированные навыки отказа от употребления ПВ в группе. Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени. Владеть навыками культурного поддержания общения.

10–11 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Субъективные и объективные признаки здоровья. Представление о здоровом и больном теле в разных культурах. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Об-менные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и/или инвалидности. Ста-рение и смерть человеческого организма.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья. Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности. Уметь моделировать свой собственный имидж и достигать его. Доброже-лательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Направленность личности: Я-концепция. Представление о психологии пола. Планирование и способы их реализации. Ответственность и сво-бода выбора.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции. Выражать готов-ность нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье. Уметь ставить для себя реалистичные цели и планировать пути их достижения. Иметь навыки критического мышления.

Раздел 2. Я и другие

Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Интимные межличност-ные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. Человек в семье. Семья и ее функции. Психо-логический климат и семье. Развод. Правовые аспекты семейного взаимодействия. Формальные и неформальные группы, их социально-психологическая специфика. Механизмы и пути воздействия группы на личность и личности на группу в области сохранения и укрепления здоровья. Принятие решения в группе. Конформизм и самостоятельность, лидерство. Навыки, необходимые для противо-стояния негативным влияниям неформальной группы в сфере отношения к здоровью.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навыки позитивного отношения к людям со специфическим строением тела, особенностями умственной деятельности, различными религиозными, национальными и социальными установками. Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Уметь выявлять ситуации манипулирова-ния. Уметь распознать ситуации группового давления и уметь противостоять им. Иметь навыки по-ведения в конфликтных ситуациях.

Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Выбор гигиенических средств для ухода за телом.

Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь потребность сохранять свое тело и одежду в чистоте. Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода за кожей.

Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора, хранения, смены.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Не иметь впервые выявленных кариозных зубов в течение периода обучения в старшей школе.

 

Гигиена труда и отдыха.

Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, сорев-нований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь спланировать режим деятельности в период повышения нагрузок. Знать индивидуальную норму нагрузок. Своевременно определять субъективные признаки утомления. Уметь противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Профилактика инфекционных заболеваний.

ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по заражению инфекци-онными заболеваниями. Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жиз-ненных ситуациях. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболева-ний.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путем. Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями. Иметь сформированное от-ношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения инфекциями.

Раздел 4. Питание и здоровье

Питание – основа жизни.

Основные правила рационального питания: режим питания, сбалансированность продуктов в ме-ню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост. Болезни питания, ожирение. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественно-го питания: кафе, рестораны и др.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Уметь организовать рациональное питание в семье с учетом индивидуальных особенностей и фи-нансовых возможностей различных членов семьи. Уметь обеспечить адекватное физиологическим потребностям и индивидуальным особенностям питание во время экзаменов, в походах.

Гигиена питания.

Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы, пестициды, пле-сень и др.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Умение распознавать данные этикетки продуктов. Умение оценить соотношение цена/качество при покупке продуктов питания.

Раздел 5. Основы личной безопасности

и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчеты траектории движения транс-порта. Дорога глазами водителя. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге. Уметь объяснить младшим детям принципы безопасного поведения на дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы. Знать о видах наказаний за нарушение ПДД.

Бытовой и уличный травматизм.

Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных повреж-дений. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту (приготовление пищи, пользование бытовыми приборами). Травматизм в местах массового скопления людей. Первая дов-рачебная помощь при ранениях, травмах, потере сознания. Сердечно-легочная реанимация.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Владеть приемами конструктивного решения конфликтных ситуаций. Уметь обратиться за помо-щью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе. Уметь пользоваться строительным инвентарем и бытовой техникой. Иметь навыки измерения основных жизненных функций. Уметь оказывать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции, провести мероприятия по восстановлению жизненных функций.

 

Поведение в экстремальных ситуациях.

Модели поведения людей в экстремальных ситуациях. Поведение в ситуации печали и горя. Ожи-даемые результаты (ученик может).

Уметь оказать помощь пострадавшим в экстремальной ситуации. Владеть навыками самоконтро-ля, совладения с паническими реакциями.

Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Ока-зание помощи в различных медицинских учреждениях. Врачебная тайна. Получение и анализ ин-формации с целью выбора медицинских и оздоровительных услуг. Обязательное и добровольное ме-дицинское страхование.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Знать права пациента в системе обязательного медицинского страхования. Уметь выбрать страхо-вую компанию для добровольного медицинского страхования на основе предложенного ею комплек-та документов.

Обращение с лекарственными препаратами.

Передозировка лекарственных средств. Первая помощь.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь навыки прочтения аннотации или рецепта перед приемом лекарства. Иметь представление о возможности несовместимости лекарств или наличия потенцирующего эффекта. Уметь учитывать его при применении ранее не использованных лекарств.

Раздел 7. Предупреждение употребления

психоактивных веществ

Основные виды психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как ложный путь решения жизненных проблем. Социальные, психологические и физиологические последствия упот-ребления психоактивных веществ. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, нар-комана, алкоголика. Помощь социума людям, прекратившим употребление психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ.

О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы  (ученик может).

Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как сложно изле-чимые заболевания. Знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распро-странения наркотических веществ. Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напит-ков и табачных изделий и уметь критически её оценивать.

 

http://www.zoofirma.ru/