Предшественником города Кропоткинские краеведы и прежде всего Михаил Филлипович
Чередник – автор обьёмного, но к сожалению не изданного труда об истории г. Кропоткина считают х.Романовский, первые упоминания встречаются в документах кордона Кавказского полка в 1813 году.
Еще раньше рослее завершения строительства Кавказской оборонительной линии, в 1782 году между Кавказской и Усть-Лабинской крепостями были установлены «легкие укрепления» -кордоны, посты, пикеты, следившие за переправами через реку Кубань.
Один из казачьих постов был установлен там, где ныне распологается консервный завод.
В начале он назывался постом «У горелого дуба» , а позже был назван Романовским.
В 1875 году с завершением строительства Владикавказской железной дороги у бывшего поста № 1 «Романовского» была построена железнодорожная станция Кавказская, рядом с которой возник поселок железнодорожников, названный х. Романовским (1880г).
14 апреля 1921 г. х. Романовский получил статус города и новое имя- г. Кропоткин.
1928 г.-завершилось строительство МЭЗа.
1929г.-мясокомбината и пивзавода,
1930г.-хлебозавода.
В годы ВОВ город, как и весь Краснодарский край, понёс огромные потери.
Оккупация, которая длилась с 4 августа 1942г. по 29 января 1943 года (6 месяцев)
Нанесла городу огромный материальный ущерб, оцениваемый в 500 млн. рублей.
Практически всё было либо сожжено, либо взорвано, либо разрушено.
Город не6обходимо было создавать заново .Восстановление города было завершено к 1950 году. Чтобы восстановить разрушенное за 6 месяцев потребовалось 7 лет.
На базе мебельной фабрики возник химический завод.
Завод «Металлист» который стал основой для завода деревообрабатывающих станков с цехом по производству эмалированной чугунной посуды.
Из донесения командующего фронтом в ставку Верховного Главнокомандующего.
В результате стремительного маневра и удара войсками 9-й армии удалось освободить крупный населенный пункт и железнодорожный узел Кропоткин. Спасаясь бегством противник оставил несколько железнодорожных эшелонов с военным имуществом.
В боях за освобождение г.Кропоткина принимали непосредственное участие соединения и части, входящие в состав 9 –ой армии и 4 –ой Воздушной армии.
28 и29 января 1943 года в дни боёв за освобождение г.Кропоткина 219 –я бомбардировочная авиационная дивизия потеряла 23 летчика-разведчика.
Более 4-х месяцев, после изгнания фашистов из нашего города, Кропоткин оставался прифронтовым. 3 марта 1943 года на аэродром Кропоткин перелетел 48 ночной БАП на самолётах «Бостон» они были получены в 1942 году в Канаде по «ленд-лизу». Радиус действия самолётов 500 км. Но наш «Пепляков – 2» намного был проще в пилотировании, на посадке. (имел 3-х колёсное шасси).
За период аккупации фашисты организовали несколько лагерей для заключенных,
На базарной площади, на территории МЭЗа, в леспромхозе.
Город Кропоткин стал обьектом исследования по нескольким обстоятельствам.
1. В апреле 1998 года исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося соотечественника Петра Алексеевича Кропоткина, имя которого носит наш горд (1842-1921г)
2. Интерес к городу вызван убедительными прогнозами специалистов о том, что 21 век станет веком небывалого всплеска урбанизации на планете, а города- основной формой расселения человечества.
3. Современники за 20 столетие накопили столько проблем, что без реконструкции , разработки новой системы управления и уточнения теоретических основ развития
достижение главной цели человечества (повышение качества жизни при устойчивом развитии) становится сомнительным.
4. город Кропоткин относится к типу тех городов, на плечах которых лежит пирамида социально-экономической жизни современного общества.
Город Кропоткин располагается на 40градусов 29 минут восточной долготы и 45 градусов 22 минуты северной широты на высоте 120-135 метров над уровнем моря, на правом берегу (возвышенном) реки Кубань, в 140 км к востоку от города Краснодара.
По плотности населения 967,1 человека на квадратный км. Он уступает только городу Тихорецку и Туапсе. Компактность территории- одно из преимуществ города Кропоткина. Город расположен на пересечении важных железнодорожных и автомобильных магистралей обеспечивающих ему прочные экономические и производственные связи, что способствовало формированию вокруг него пока относительно небольшой агломерации крупных станиц Кавказская,Казанская, Н-Украинское, Красносельское, х.Роговичевский, с.Милованово) и город Гулькевичи с общим числом жителей, включая г.Кропоткин около 160 тыс. человек.
Город Кропоткин хорошо озеленен, он стоит на 2 месте после города Анапа.
70% жилых и производственных зданий- 1 этажные.
5-9 этажные строения размещены в центральной части жилых районов и на окраинах.
Застроенная часть города вытянута с запада на восток более чем на 11 км. С севера на юг – почти на 8 км.