Uncategorised
ПЛАН – СХЕМА
ГРАНИЦ МИКРОРАЙОНА
МБОУ СОШ№6 города КРОПОТКИН МО КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
АДРЕС |
№-№ ДОМА |
Ул. Чехова четная |
118-232 |
Ул. Чехова нечетная |
97-213 |
Ул. Р.Люксембург четная |
134-246 |
Ул. Р.Люксембург нечетная |
135-229 |
Ул. 8 Марта четная |
240-338 |
Ул. 8 Марта нечетная |
157-257 |
Ул. Московская четная |
168-268 |
Ул. Московская нечетная |
177-269 |
Ул.С.Целых четная |
198-302 |
Ул. С.Целых нечетная |
185-283 |
Ул. Комсомольская четная |
264-348а, мн.эт. №220, 238, 246, 276 |
Ул. Комсомольская нечетная |
217-327 |
Ул. Гоголя четная |
190-194, 212-286, мн.эт.№196 |
Ул. Гоголя нечетная |
225-319, мн.эт.№221 |
Ул. Шоссейная |
мн.эт.№ 69,73,75,77 |
Пер. Лесной четная |
50-90 |
П. Октябрьский четная |
2-20 |
П. Октябрьский нечетная |
1-23 |
П.Морозова четная |
42-100 |
П.Морозова нечетная |
65-99, мн.эт. № 45,57 |
П.Белинского четная |
53-99 |
П.Белинского нечетная |
62-100 |
П.Коммунистическая четная |
58-90 |
П.Коммунистическая нечетная |
81-115 |
П.Ударный четная |
4-36 |
П.Ударный нечетная |
1-47 |
П.Двойной четная |
88-110 |
П.Двойной нечетная |
77-111 |
П. Резервный четная |
100-124 |
П. Резервный нечетная |
101-129 |
П. Чернышевского (чет,нечет.) |
1-7 |
пос.кирпичного завода |
ул.Дорожная, ул.Поперечная, ул.Продольная |
с/х Заря 1 отделение |
Ул. Верхняя, ул.Центральная, ул.Подгорная, ул.Социалистическая, ул.Труда, ул. Шолохова, ул.Мичурина, ул.Тимирязева, Проезд №1, Проезд №2 |
с/т Рассвет, с/т Дружба, с/т Железнодорожник |
|
ИНФОРМАЦИЯ
О НАЛИЧИИ СВОБОДНЫХ МЕСТ
В МБОУ СОШ№6 ГОРОДА КРОПОТКИН МО КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
ДЛЯ ПРИЕМА ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАМКАХ МИКРОРАЙОНА ШКОЛЫ, В ПЕРВЫЙ КЛАСС
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Информация по состоянию на 01 февраля 2016 года
КЛАСС, ЛИТЕР |
ПЛАНИРУЕТСЯ ПРИНЯТЬ УЧАЩИХСЯ (чел) |
КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ, ЗАЧИСЛЕННЫХ (чел) |
КОЛ-ВО СВОБОДНЫХ МЕСТ
|
1 А |
25 |
18 |
7 |
1 Б |
25 |
14 |
11 |
|
|||
ИТОГО |
50 |
55 |
0 |
Директор МБОУ СОШ№6 Г.А.Скопылатова
О проведении спортивно-оздоровительных соревнований
среди учащихся общеобразовательных школ Краснодарского края
О проведении спортивных игр школьников
«Президентские спортивные игры»
среди учащихся общеобразовательных учреждений
о проведении Всероссийских спортивных игр школьников
«Президентские спортивные игры»
о проведении школьного и районного этапов
Всероссийских спортивных соревнований школьников
«Президентские состязания»
о проведении школьного этапа
Всероссийских спортивных соревнований школьников
«Президентские состязания» в МБОУ СОШ №6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа началь¬ного общего образования разработана в соответствии с тре¬бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определя¬ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа¬ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Начальная школа — осо¬бый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей дея¬тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен¬ный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви¬тием потребностей в общении, познании, социальном при¬знании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви¬тия
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла¬нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб¬ном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер¬стниками, общением и межличностными отношениями друж¬бы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, форми¬руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной актив¬ности обучающегося, направленной на овладение учебной де¬ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани¬руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме¬ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя¬ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной об¬разовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обу¬чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу¬скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност¬ные качества; сформированность основ российской, граждан¬ской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающими¬ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля¬тивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но¬вого знания, его преобразованию и применению, а также сис¬тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной програм¬мы лежит системно-деятельностный подход, который предпо¬лагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль¬тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно¬логий образования, определяющих пути и способы достиже¬ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо¬вательном учреждении, реализующем основную образователь¬ную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результа¬та образования — развитие личности обучающегося на осно¬ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб¬ного сотрудничества в достижении целей личностного и со¬циального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про¬фессионального образования;
•разнообразие индивидуальных образовательных траекто¬рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож¬ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен¬циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 6, содержит следующие разделы:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися ос¬новной образовательной программы начального общего обра¬зования;
• базисный учебный план образовательного учреждения;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об¬разования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования культуры здорового и безо¬пасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, кото¬рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеуроч¬ная деятельность организуется в таких формах, как экскур¬сии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, по исковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их проме¬жуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон¬цепции духовно-нравственного развития и воспитания лич¬ности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя¬ются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основ¬ной образовательной программы начального общего образо¬вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен¬ными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож¬ностей образовательных учреждений дополнительного образо¬вания детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнова¬ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных предста¬вителей), педагогических работников и общественности в про¬ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обу¬чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преоб¬разования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите¬лей (законных представителей) как участников образователь¬ного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос¬сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представите¬лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро¬вании и обеспечении освоения своими детьми основной об¬разовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образова¬тельным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа¬ты освоения основной образовательной программы.
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии со Стандартом основным объектом систе¬мы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обу¬чающимися основной образовательной программы начально¬го общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов ос¬воения основной образовательной программы начального об¬щего образования (далее — система оценки) представляет со¬бой один из инструментов реализации Требований стандар¬тов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преем¬ственности в системе непрерывного образования. Её основ¬ными функциями являются:
• ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достиже¬ние планируемых результатов освоения основной образова¬тельной программы начального общего образования;
• обеспечение эффективной «обратной связи», позволя¬ющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о дости¬жении системой образования, образовательными учреждения¬ми, обучающимися планируемых результатов освоения основ¬ной образовательной программы начального общего образо¬вания в рамках сферы своей ответственности.
Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распро¬странении общего понимания содержательной и критериаль¬ной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе служба¬ми) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую са¬мой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с по¬мощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе плани¬руемых результатов освоения основной образовательной прог¬раммы начального общего образования.
Согласованность внутренней и внешней оценки повыша¬ет доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестацион¬ных процедур. В частности, становится возможным использо¬вать накопленную в ходе текущего образовательного процес¬са оценку, представленную, например, в форме портфеля до¬стижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обу¬чающихся.
Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для лич¬ности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную дея¬тельность, согласованную с внешней оценкой.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на еди¬ной критериальной основе, формирование навыков рефлек¬сии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и спо¬собствуют развитию самосознания, готовности открыто выра¬жать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к са¬мостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ¬ственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.
Основными направлениями и целями оценочной дея¬тельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
• оценка результатов деятельности общероссийской, реги¬ональной и муниципальной систем образования с целью по¬лучения, обработки и предоставления информации о состоя¬нии и тенденциях развития системы образования;
• оценка результатов деятельности образовательных уч¬реждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образо¬вательных услуг и эффективности деятельности образователь¬ных учреждений и работников образования;
• оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Реализация всех названных направлений оценки обеспе¬чивается расширением спектра регламентированных оце¬ночных процедур. К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений обучающихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности дея¬тельности образовательных учреждений (процедуры аккреди¬тации образовательных учреждений и аттестации работников образования), добавляются процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы обра¬зования.
Все направления оценочной деятельности реализуются посредством изучения образовательных результатов, демонст¬рируемых обучающимися. Однако содержание оценки и сте¬пень открытости информационных потоков о результатах оценки в каждой из вышеназванных процедур различны.
Так, при оценке результатов деятельности систем образо¬вания основным объектом оценки, её содержательной и кри¬териальной базой выступают цели-ориентиры, определяю¬щие ведущие целевые установки и основные ожидаемые ре¬зультаты изучения каждой междисциплинарной или предметной учебной программы, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.
При оценке результатов деятельности образовательных уч¬реждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступа¬ют планируемые результаты освоения основной образователь¬ной программы, составляющие содержание блоков «Выпуск¬ник научится» и «Выпускник получит возможность научить¬ся» для каждой учебной программы.
Основным объектом, содержательной и критериальной ба¬зой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени на¬чального общего образования выступают планируемые резуль¬таты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации воз¬можно только в рамках процедур итоговой оценки выпускни¬ков с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) ин¬формации о достигаемых обучающимися образовательных ре¬зультатах.
Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведётся на ос¬нове контекстной информации об условиях и особеннос¬тях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учё¬том их стартового уровня и динамики образовательных до¬стижений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оцен¬ку достижения обучающимися всех трёх групп результатов об¬разования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Лич¬ностные универсальные учебные действия» междисциплинар¬ной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об¬разования.
Достижение личностных результатов обеспечивается в хо¬де реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образователь¬ной программе, включая внеурочную деятельность, реализуе¬мую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней по¬зиции обучающегося — принятие и освоение новой социаль¬ной роли обучающегося; становление основ российской граж¬данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при¬надлежности; развитие самоуважения и способности адекват¬но оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и сла¬бые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личност¬ного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающими¬ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодо¬лению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо¬ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец по¬ведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осо¬знания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание сво¬их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мо¬тивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к со¬вершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных то¬чек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зре¬ния соблюдения/нарушения моральной нормы.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, от¬сутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что лич¬ностные результаты выпускников на ступени начально¬го общего образования в полном соответствии с требовани¬ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих резуль¬татов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследо¬ваний, результаты которых являются основанием для приня¬тия управленческих решений при проектировании и реализа¬ции региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществле¬нию должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необ¬ходимой компетентностью в сфере психологической диагнос¬тики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс лич¬ностного развития обучающегося, а эффективность воспи¬тательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федераль¬ной системы образования. Это принципиальный момент, от¬личающий оценку личностных результатов от оценки пред¬метных и метапредметных результатов.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограни¬ченная оценка сформированности отдельных личностных ре¬зультатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психоло¬гической безопасности и эмоциональному статусу учаще¬гося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимиза¬ции личностного развития обучающихся и включает три ос¬новных компонента:
• характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
• определение приоритетных задач и направлений лично¬стного развития с учётом как достижений, так и психологи¬ческих проблем развития ребёнка;
• систему психолого-педагогических рекомендаций, при¬званных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систе¬матического наблюдения за ходом психического развития ре¬бёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осущест¬вляется по запросу родителей (законных представителей) обу¬чающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (за¬конных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возра¬стной психологии.
Оценка метапредметных результатов представляет со¬бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз¬делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» меж¬дисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального об¬щего образования, а также планируемых результатов, пред¬ставленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процес¬са, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам
оценки.
Основным объектом оценки метапредметных результа¬тов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава¬тельной деятельности и управление ею. К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учеб¬ную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практи¬ческую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за¬дачей и условиями её реализации и искать средства её осу¬ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор¬мационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо¬вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве¬стным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен¬ность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных резуль¬татов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочны¬ми действиями, метапредметные действия составляют психо¬логическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, пред¬ставляющих содержание и объект оценки метапредметных ре¬зультатов, может быть качественно оценён и измерен в сле¬дующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов мо¬жет выступать как результат выполнения специально скон¬струированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универ¬сальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как сред¬ство решения) и как условие успешности выполнения учеб¬ных и учебно-практических задач средствами учебных пред¬метов. Этот подход широко использован в примерах инстру¬ментария для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам, представленных в Приложении к дан¬ной Примерной основной образовательной программе1. В за¬висимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учё¬том характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятив¬ных действий обучающихся. Проверочные задания, требую¬щие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуника¬тивных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможнос¬ти для оценки сформированности метапредметных результа¬тов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с ин¬формацией.
Преимуществом двух последних способов оценки являет¬ся то, что предметом измерения становится уровень присво¬ения обучающимся универсального учебного действия, обна¬руживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, высту¬пая средством, а не целью активности ребёнка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Напри¬мер, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообраз¬но выносить оценку (прямую или опосредованную) сформи¬рованности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регуля¬тивных действий.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле до¬стижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено до¬стижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стан¬дартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе внутренней оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодей¬ствие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро¬вать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет опре¬деляющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельнос¬ти, уровень сотрудничества и ряд других), наиболее целесооб¬разно проводить в форме неперсонифицированных процедур. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт ос¬новных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного
учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих эле¬ментов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий (да¬лее — система предметных действий), которые преломля¬ются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний — важнейшая составляю¬щая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходи¬мо для текущего и последующего успешного обучения) и зна¬ния, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для после¬дующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся прежде всего основопола¬гающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), ле¬жащие в основе современной научной картины мира: ключе¬вые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний от¬несён прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учеб¬ных предметов, освоение которого позволяет учителю и обу¬чающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Опорная система знаний определяется с учётом их значи¬мости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для по¬следующего обучения, а также с учётом принципа реалистич¬ности, потенциальной возможности их достижения большин¬ством обучающихся. Иными словами, в эту группу включает¬ся система таких знаний, умений, учебных действий, кото¬рые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целена¬правленной работы учителя в принципе могут быть достигну¬ты подавляющим большинством детей.
На начальной ступени обучения особое значение для про¬должения образования имеет усвоение обучающимися опор¬ной системы знаний по русскому языку и математике.
Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных си¬туациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содер¬жанием.
Действия с предметным содержанием (или предмет¬ные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познава¬тельные: использование знаково-символических средств; мо¬делирование; сравнение, группировка и классификация объ¬ектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; по¬иск, преобразование, представление и интерпретация инфор¬мации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и бук¬вами, словами, словосочетаниями и предложениями; с выска¬зываниями и текстами; с объектами живой и неживой при¬роды; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатыва¬емых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универ¬сальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий.
Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс прием тирован на достижение планируемых результате)».
К предметным действиям следует отнести также действия присущие главным образом только конкретному предмет) овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной ис¬полнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале раз¬ных предметов способствует сначала правильному их выпол¬нению в рамках заданного предметом диапазона (круга) за¬дач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в спо¬собности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практи¬ческих задач.
Поэтому объектом оценки предметных результатов слу¬жит в полном соответствии с требованиями Стандарта спо¬собность обучающихся решать учебно-познавательные и учеб¬но-практические задачи с использованием средств, релевант¬ных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эф¬фективности деятельности системы образования и образова¬тельного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной дея¬тельности обучающихся на начальной ступени общего обра¬зования.
При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему зна¬ний данного учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных резуль¬татов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного ма¬териала, представленного в разделе «Выпускник научится».)
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и проме¬жуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении ито¬говой оценки.
Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введе¬ния Стандарта и конкретизации состава и содержания плани¬руемых результатов освоения основной образовательной про¬граммы начального общего образования.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой исполь¬зуются при принятии решения о возможности или невозмож¬ности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник на¬учится» планируемых результатов начального образования.
Предметом итоговой оценки является способность обуча¬ющихся решать учебно-познавательные и учебно-практи¬ческие задачи, построенные на материале опорной систе¬мы знаний с использованием средств, релевантных содер¬жанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обсле¬дований.
На начальной ступени общего образования особое значе¬ние для продолжения образования имеет усвоение обучающи¬мися опорной системы знаний по русскому, родному язы¬кам и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
• речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией, а также
• коммуникативными, необходимыми для учебного со¬трудничества с учителем и сверстниками.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно это¬му подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный об¬разец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фик¬сируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка обучающегося, а необходимый для продолжения об¬разования и реально достигаемый большинством обучающих¬ся опорный уровень образовательных достижений. Достиже¬ние этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им или ею требова¬ний Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фик¬сируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны бли¬жайшего развития».
Реализация уровневого подхода к разработке инструмен¬тария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерении тре¬бованиями к построению шкал оценивания и описанию ре¬зультатов измерений.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизирован¬ные письменные и устные работы, проекты, практические ра¬боты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблю¬дения и др.).
7.1. Организация накопительной системы оценки.
Портфель достижений
Оптимальным способом организации накопительной сис¬темы оценки является портфель достижений обучающего¬ся, понимаемый как сборник работ и результатов обучающе¬гося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достиже¬ния в различных областях. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внеш¬ней оценки, например при проведении аттестации педагогов.
Портфель достижений может быть отнесён к разряду аутен¬тичных1 индивидуальных оценок, ориентированных на демонст¬рацию динамики образовательных достижений в широком об¬разовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эф¬фективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расши¬рять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планиро¬вать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфеля достижений могут включаться резуль¬таты, достигнутые учеником не только в ходе учебной дея¬тельности, но и в иных формах активности: творческой, со¬циальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседнев¬ной школьной практики, так и за её пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, ко¬торый используется для оценки достижения планируемых ре¬зультатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творчес¬ких, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обу¬чающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреж¬дения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной со¬ставляющей портфеля достижений являются материалы стар¬товой диагностики, промежуточных и итоговых стандар¬тизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому, родному языкам и литературному чте¬нию, иностранному языку — диктанты и изложения, сочи¬нения на заданную тему, сочинения на произвольную тему,
аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформ¬ленные результаты мини-исследований, записи решения учеб¬но-познавательных и учебно-практических задач, математи¬ческие модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирую¬щих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материа¬лы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проек¬тов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие рабо¬ты, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской дея¬тельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, ил¬люстрации на заданную тему, продукты собственного творче¬ства, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по физкультуре — видеоизображения примеров испол¬нительской деятельности, дневники наблюдений и самоконт¬роля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)
за процессом овладения универсальными учебными действи¬ями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководи¬теля), иные учителя-предметники, школьный психолог, орга¬низатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения обуча¬ющихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достиже¬ния планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требовани¬ями Стандарта.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля до¬стижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достиже¬ний, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпуск¬ника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к осо¬бенностям образовательной программы и контингента детей. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инстру¬ментария для итоговой оценки достижения планируемых ре¬зультатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.
Практически все составляющие портфеля достижений в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.
При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и прежде всего та¬кой её особенности, как уровневый подход к построению из¬мерителей и представлению результатов. Согласно этому под¬ходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется до¬стижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивиду¬альные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оцен¬ке отдельных составляющих портфеля достижений целесооб¬разно соотносить результаты, продемонстрированные обучаю¬щимся, с оценками типа:
• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворитель¬но»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанно¬го произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традицион¬ной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интер¬претируется как безусловный учебный успех ребёнка, как ис¬полнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»).
По результатам накопленной оценки, которая формирует¬ся на основе материалов портфеля достижений, делаются вы¬воды о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения об¬разования на ступени основного общего образования;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и ре¬шения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмо¬циональной, волевой и саморегуляции.
Технология формирования портфеля достижений и оцен¬ки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопи¬тельную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения плани¬руемых результатов начального образования и системы оцен¬ки их достижения.
7.2. Итоговая оценка выпускника
и её использование при переходе от начального
к основному общему образованию
Итоговая оценка выпускника формируется на основе на¬копленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русско¬му языку, математике и комплексной работы на межпредмет¬ной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динами¬ку образовательных достижений обучающихся за период обу¬чения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень ов¬ладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых ре¬зультатов.
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учеб¬ными действиями, необходимыми для продолжения образо¬вания на следующей ступени общего образования, и спосо¬бен использовать их для решения простых учебно-познава¬тельных и учебно-практических задач средствами данного
предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре¬зультатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачёт» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необ¬ходимой для продолжения образования на следующей ступе¬ни общего образования, на уровне осознанного произволь¬ного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре¬зультатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оцен¬ка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итого¬вых работ свидетельствуют о правильном выполнении не ме¬нее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенно¬го уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения об¬разования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися основ¬ной образовательной программы начального общего обра¬зования и переводе на следующую ступень общего обра¬зования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о дости¬жении планируемых результатов освоения основной образо¬вательной программы начального общего образования.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотре¬нием и утверждением характеристики выпускника, в которой:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психоло¬гических проблем развития ребёнка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достиже¬ний и другими объективными показателями.
Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:
• о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
• о количестве обучающихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.
Оценка результатов деятельности федеральной, регио¬нальных и муниципальных систем образования проводится на основе мониторинга образовательных достижений вы¬пускников с учётом условий деятельности образовательных систем.
В случае если для проведения итоговых работ использует¬ся единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой является регулярный мо¬ниторинг результатов выполнения трёх итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Мониторинг может проводиться на основе выборки, представительной для Российской Федерации и для регионов России или на основе генеральной совокупности (для муни¬ципальных систем образования).
По запросу органов управления образованием в число объектов мониторинга могут быть включены результаты итоговых работ и по иным предметам начальной школы.
С целью выявления факторов, которые необходимо учи¬тывать при принятии управленческих решений, мониторинг образовательных достижений сопровождается сбором и анализом контекстной информации, отражающей особенности и условия деятельности образовательных систем (расположение образовательных учреждений, особенности структуры сети образовательных учреждений, особенности организации образовательного процесса, ресурсное обеспечение и др.). При необходимости выявления влияния дополнительных факторов (например, учебно-методических комплектов) могут быть сформированы дополнительные выборки.
Оценка результатов деятельности образовательных учреждений начального образования осуществляется в ходе их аккредитации, а также в рамках аттестации работников образования. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ос¬новной образовательной программы начального общего образования с учётом:
• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
• условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;
• особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
ПРИКАЗ
6 февраля 2012 г. № 82
ст.Кавказская
О проведении спортивно-оздоровительных соревнований
«Президентские состязания» среди учащихся общеобразовательных школ Краснодарского края
На основании положения департамента образования и науки Краснодарского края от 31 января 2012 года «О проведении краевых спортивных играх школьников «Президентские состязания», для определения уровня двигательной активности учащихся, приказываю:
1. Руководителям общеобразовательных учреждений:
1.1.Провести в период с 07 февраля по 2 марта 2012 года школьный этап краевых спортивных игр «Президентские состязания», согласно положению (приложение №1);
1.2. Провести в общеобразовательных учреждениях соревнования (тестирование) по единым тестовым испытаниям, с участием всех учащихся 1-11-х классов, допущенных к урокам физической культуры. Определить по итогам тестирования класс-команду параллели, для участия в городских и районных соревнованиях;
1.3. Предоставить до 5 марта 2012 года в управление образования начальнику отдела Г.Н.Великоцкому, отчёт о проведении школьного этапа соревнований (приложение № 2) и заполненные протоколы на класс-команды 6-7-8-9-10-11-х классов, для участия в районном этапе соревнований (приложение № 3);
1.4. Взять под личный контроль полноту охвата учащихся при проведении соревнований (тестирования) «Президентские состязания»;
1.5. Подготовить к 30 марта 2012 года школьные класс-команды 6-7-8-9-10-11-х классов, для участия в районном этапе соревнований.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела Г.Н.Великоцкого
Начальник управления С.Г.Демченко